четверг, 1 июня 2017 г.

БРИТВЕННАЯ ПАРА «Murat et Grouchy»: НАША ДАНЬ ИСТОРИИ БРИТВЫ

Клуб Свободных Мастеров «Art•RAZOR» объединяет людей, искренне любящих Бритву и как традиционный инструмент, и как культурное явление. Я неоднократно писал об этом в предыдущих очерках. На самом деле, вряд ли бы мы смогли за относительно короткий срок — чуть больше года — достичь определенных успехов и признания у пользователей в Украине и далеко за ее пределами, если бы относились к своему делу иначе. Замечу, что ядро нашего творческого и производственного коллектива составляют люди вполне взрослые, состоявшиеся. К своему проекту мы все относимся чрезвычайно серьезно и ответственно, несмотря на неизбежные трудности объективного и личного характера.


Безусловно, мы используем весь опыт предшествующих поколений «бритвостроителей», всё лучшее, что было изобретено и освоено до нас. И привносим в ручное изготовление бритв современные технологии — инструменты, контрольно-измерительные приборы, высококачественные углеродистые стали от лучших мировых производителей. Важно, что все наши мастера регулярно пользуются клинковой бритвой. Мы не делаем «полочники», нас не интересует изготовление бритвоподобных сувениров. И мы не делаем копии, реплики. Любая наша модель является авторской инженерной и дизайнерской разработкой; в случае обращения к истории модель представляет собой переосмысленный собирательный образ бритв того или иного места и времени производства. Модель категории люкс «Le Général» — не исключение. Бритвенная пара, о которой здесь идет речь, посвящена двум выдающимся наполеоновским полководцам и военным деятелям, маршалам — Жоашену Мюра и Эмманюэлю Груши. 



Бритвенная пара «Murat et Grouchy» производства «Art•RAZOR», 2016 г.

Лично я считаю, что в истории бритвы не было неинтересных периодов. Однако некоторые этапы развития этого инструмента оказались особенно важны, так как они определили облик и конструкционные особенности предмета на долгие десятилетия. Одним из таких ранних этапов стала стремительная эволюция бритвенного ножа на рубеже XVIII и XIX века во Франции. Буквально за пару десятков лет, со времен Великой французской революции до отречения о престола императора Наполеона Бонапарта, французская бритва архаичной формы последовательно приобретает  вид классического клина. Каковы же основные результаты этой быстрой и удачной трансформации? Остановимся на этом подробнее.


Тенденция к удлинению прежде исчезающе коротенького хвоста бритвы привела к тому, что хвост стал функциональным, т. е. начал участвовать в каноническом парикмахерском хвате, выходя за контур рукояти на значительное расстояние, — мизинец обрел надежную опору. Тело клинка, оставаясь весьма массивным (поскольку в те времена и ножи, и бритвы делались почти исключительно кузнечным способом) и «клином», равнобедренным треугольником в сечении, приобретает весьма характерный излом в зоне перехода от полотна к эрлю. Попутно замечу, что клин царил тогда повсеместно, до формирования большей или меньшей вогнутости полотна с помощью абразивных кругов оставались десятилетия... Указанный излом увел форм-фактор бритвы от ножеподобной и обеспечил дополнительное удобство при самостоятельном бритье, когда кисть рабочей руки меньше заслоняла бреющемуся поле обзора. Нос клинков той поры мог иметь разную форму, но в основном был близок к квадратному; «брадобрейский» носик для открывания бритвы одной рукой путем зацепления и край кармана халата стал практиковаться несколько позднее, вместе с развитием культуры массового парикмахерского дела. Некоторое сужение и скругление полотна от носа к пятке компенсировалось заужением обуха, для сохранения такой геометрии бритвы, которая не создавала бы проблем заточнику. Конечно, в те времена форм-фактор делался на глазок, на основании опыта, наполовину интуитивно. Нужно сказать несколько слов и о форме ручек старых французских клинов. В ту пору, не знавшую массового литья и штамповки, в оформлении ручек царило большое разнообразие формы при относительно небольшом выборе материалов (кость, рог, реже плотные сорта дерева). Всё же, ручка бритвы далеко не сразу приобретает тот тугой изгиб, который характерен для более поздних изделий, и который де-факто стал бритвенной классикой. В наполеоновскую эпоху изгиб часто был относительно невелик. А вот фигурный контур ручки и более или менее изощренная резьба практиковались повсеместно, что вообще характерно для раннего стиля ампир... Что касается декорирования обуха и эрля, то в этом отношении даже весьма парадные образцы отличались спартанской строгостью и лаконичностью.

Практически все вышеозначенные черты присущи комплекту «Murat et Grouchy» авторства «Art•RAZOR». И в этом — наша дань уважения и памяти французских мастеров той эпохи. Вместе с тем, наши бритвы изготовлены слесарным способом, что позволило придать клинкам несколько гротескный, утрированный облик и дополнительный шик. Я воспринимаю такую стилизацию не как пародию или карикатуру, а как реминисценцию на тему французского клина, с точки зрения человека XXI века.


Бритвенная пара «Murat et Grouchy» производства «Art•RAZOR», 2017 г.

Такой подход кажется мне и моим коллегам оправданным и продуктивным, а пользователи уже по достоинству оценили наш эксперимент. Эта концепция в проектировании бритв реализована в нескольких моделях от «Art•RAZOR» (в частности, в модели «Old Time», где мы ориентировались на клины старой Англии), о которых я планирую написать отдельно. Я искренне надеюсь, что наши бритвы, и бюджетные, и люксовые, не разочаруют наших пользователей и будут служить им верой и правдой долгие годы.


В завершение своего очерка я предлагаю уважаемым читателям ознакомиться с теми образцами старых французских клинов указанной эпохи, которые в более или менее хорошем состоянии дошли до наших дней.







1 комментарий:

  1. Электробритвы от браун. Безопасные https://braun-shop.by/products/britvi.htm

    ОтветитьУдалить