воскресенье, 23 апреля 2017 г.

ФОРМА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


В своих прошлых публикациях я неоднократно поднимал вопрос об эстетике бритв производства «Art•RAZOR», и в этой связи подчеркивал, что у нас имеется большой набор решений для разных пользовательских предпочтений, в том числе и по форм-фактору клинка. Думаю, пришло время прояснить то, что кроется за нашим богатым ассортиментом, и не только в эстетическом смысле. Я не устаю повторять, что бритва — это инструмент гигиены, и потому к нему предъявляются довольно высокие технологические требования. А правильная геометрия (точнее, стереометрия) бритвы является залогом комфортного бритья и надежной страховкой от травм.

Прежде всего, хорошая бритва обладает правильным углом заточки режущей кромки (РК). При этом, говорим ли мы о правке на ремне или процессе заточки на камне, неизменным остается то, что бритва кладется на поверхность так, чтобы и РК, и выступающая часть обуха соприкасались с этой поверхностью. Из элементарных геометрических соображений ясно, что соотношение ширины полотна и толщины обуха определяют угол заточки. Следовательно, пропорции бритвы не могут быть произвольными. Эмпирическим путем давно установлено, что отношение толщины обуха к ширине клинка должно лежать в диапазоне 1:4 — 1:3, причем ближе к первому значению. Обращу внимание читателей на то, что указанные параметры справедливы как для прямой режущей кромки, так и для бритвы с «улыбкой». И тогда становится понятным второе важное требование: рабочий отрезок РК должен быть параллельным линии обуха, в том числе при дугообразной форме. Иначе угол заточки будет меняться вдоль РК, что совершенно недопустимо. Эти требования неукоснительно соблюдаются при производстве изделий от «Art•RAZOR».

Бритва с довольно выраженной улыбкой (модель «CENTURIO») и бритва с прямой линией РК (модель «MAESTRO»), разработка и производство изделий: «Art•RAZOR». Пунктирные линии показывают обсуждаемый нюанс геометрии.

В тех случаях, когда линия режущей кромки все-таки непараллельна линии обуха (расходится с ней в сторону носа), геометрической компенсацией является утолщение обуха в указанном направлении. Естественно, такие случаи требуют особой аккуратности в проектировании и повышенного внимания при изготовлении изделия. Иными словами, поперечные сечения рабочей части клинка всегда должны быть подобными (в геометрическом смысле) фигурами.

Бритва «Murat» производства «Art•RAZOR». Здесь непараллельность выступающей линии обуха и задней части РК (в направлении пятки) скомпенсирована утолщением обуха к носу).

Таким образом, чем шире полотно, тем толще обух. Этот «закон» не зависит от того, имеем ли мы дело с клином или полным холлоу. Просто клин будет иметь большую массу. Именно это заставляет некоторых бритвоманов отдавать предпочтение клинам; в умелых руках такая бритва скользит по выбриваемой поверхности практически под собственным весом, без приложения усилий к движению «на волос». Но, как говорится, в мире нет совершенства: клин потенциально способен нанести гораздо более ощутимую травму, чем более легкий клинок типа холлоу или полухоллоу. Исходя из этого, в нашем ассортименте имеются варианты не только узких и средних, но и широких клинков по фактору выборки полотна. Замечу, что при ручном производстве у наших мастеров не стоит задача экономии металла, приходящегося на каждую отдельную бритву. Мы изготавливаем клинки из высококачественой листовой углеродистой стали. Подобно древним скульпторам, просто отсекаем все лишее :). Поэтому мы свободны от некоторых технических приемов и ухищрений, которые диктует конвеерное производство. В частности, тело бритв «Art•RAZOR», несмотря на необходимое уменьшение толщины в направлении хвоста, не сходит к слишком малым значениям (вплоть до 1 мм и менее), как это часто наблюдается даже в случае весьма неплохих бритв серийного производства. Это обеспечивает нашим клинкам т.н. полновесность и удобство постановки пальца на хвосте при стандартном бритвенном хвате. Для сравнения: в среднем вес клинка серийного производства лежит в диапазоне 30-50 гр (за исключением довольно массивных кованых клинов, которые бывают значительно тяжелее), а в нашем исполнении — в дипазоне 40-70 гр. С точки зрения многих пользователей бритв, это является важным преимуществом.

Бритва модели «Le Chef» (дизайн «CLEMENCEAU») — пример полновесной бритвы категории  люкс от «Art•RAZOR», новинка 2017 года.

Отдавая дань уважения мастерам и технологам прошлого, я позволю себе несколько критических замечаний. Речь идет, прежде всего, о бритвах, изготовленных в XIX веке кузнечным способом. В процессе изготовления клинка кузнец делал отверстие под осевой пин ударным способом, с помощью пробойника «квадратного» сечения. При таком способе изначально имеем дело с люфтом цилиндрической оси в отверстии неправильной формы. Но это полбеды; все равно при сборе бритвы внутренние шайбы поджимают клинок так, чтобы лезвие хорошо сидело и хорошо ходило, не падая в ручку. Но ось такого отверстия, сделанного на глазок, редко бывает перпендикулярной к плоскости клинка. А это чревато перекосом при финальной сборке, для устранения которого приходится предпринимать определенные меры. На самом деле, от этого недстатка несвободны и некоторые из тех серийных бритв, где осевое отверстие сверлится. Бритвы производства «Art•RAZOR» гарантированно не имеют этой мелкой, но досадной погрешности.

Вверху — фото клинка бритвы модели «EMPIRE» производства «Art•RAZOR». Ниже демонстрируются клинки антикварных бритв с указанной особенностью исполнения осевого отверстия.

Не могу обойти вниманием один вопрос, который касается, скорее, истории бритвенного производства, но имеет важное значение для понимания того, что такое «современная бритва». Хронологически клинки эволюционировали от полного клина в направлении холлоу и экстра-холлоу. Поначалу практически все бритвы были клином в поперечном сечении. Это объясняется тем, что состав стали в конце XVIII и до середины XIX века ощутимо отличался от современных углеродистых сталей. Клинок, изготовленный из «архаичного» материала, хуже держал тонкую кромку, а острый треугольник клинообразного сечения эту проблему успешно обходил. Кроме того, стандарты  и точность слесарных работ в указанный период не позволяли изготавливать бритвы с глубокой выборкой на потоке. В конце концов, клинки с выборкой холлоу существенно потеснили клины и заняли на рынке лидирующее положение; ведь холлоу гораздо долговечней. Если при неумелой заточке «завалить» РК, то в случае клина придется восстанавливать инструмент путем полного изменения геометрии, утачивая полотно равномерно по всей плоскости, вплоть до истончения обуха. Между тем, аналогичные дефекты даже на полухоллоу устраняются гораздо проще, без существенного ущерба для тела бритвы в целом...

Вообще, говоря о бритве как о готовом изделии в полной сборке, нельзя не затронуть еще один нюанс. При всей простоте и очевидности критерия, о котором речь идет ниже, им часто пренебрегают не только новички ручного производства, но также весьма продвинутые мастера. Дело в том, что при полном раскрывании бритвы, в положение, когда ручка становится продолжением линии эрля, в идеале ничего не должно торчать и выпирать за линию контура ручки. В противном случае возрастает риск порчи клинка при заточке или ремня для правки при неловком движении, при перевороте клинка для смены направления. Да и слишком выступающие декоративные излишества на обухе (например, в виде длинных шипов) не добавляют удобства указанных манипуляций. Мы в своем проектировании стараемся всегда учитывать этот критерий комфортного обслуживания изделия. Эстетика не может быть важнее эргономики :).

Фрагмент проектного чертежа «Art•RAZOR», демонстрирующего раскрытое положение бритвы.

На этом очерк о форме бритвенных клинков можно было бы и завершить, но осталось еще одно свойство, которое иногда вызывает опасение у некоторых пользователей, придерживающихся принципов перфекционизма. Я имею в виду лазерную гравировку, с помощью которой на бритвы «Art•RAZOR» наносятся обязательные с точки зрения нашего внутреннего стандарта маркировки, а также элементы декора. Могу заверить читателей, что рельеф такой гравировки не приводит к ухудшению свойств изделия. Во-первых, лазерная гравировка не наносит никакого ущерба термической обработке клинка: несмотря на очень высокие температуры непосредственно в точке движения луча, зона, подвергающаяся нагреванию, локализована в крошечной области и малом времери воздействия, а термоотвод в массивном монолите клинка исключает риск отпуска, тем более в районе РК. Во-вторых, после нанесения рисунков лазером, непосредственно перед сборкой, клинок проходит финишную дополировку, и поэтому края контуров изображений не травмируют ремень для правки. Я лично проверяю каждое изделие и могу заверить, что ни одна наша бритва не царапает ремень.

Бритва модели «EMPIRE» (дизайн «William Wallace») производства «Art•RAZOR». Пример сильного декорирования полотна методом лазерной гравировки. Декор совершенно «безопасен» как при бритье, так и при обслуживании.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу обратить внимание читателей на то, что современная бритва ручного производства — это, как правило, шаг вперед в смысле тщательности исполнения и проектирования. Ну, по крайней мере, такие бритвы уж точно не должны уступать достойным образцам прошлых лет, независимо от способа их изготовления. Я уверен, что бритвы «Art•RAZOR» радуют пользователей своими отличными свойствами и комфортным бритьем, которого я желаю всем приверженцам традиционного бритья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий