пятница, 10 июня 2016 г.

О СТАЛИ И КАЧЕСТВЕ БРИТВ










Итак, я делаю бритвы (не в одиночку, конечно). Я уверен, что они хороши. Но мои слова были бы пустым звуком без положительных отзывов тех, кто решился приобрести бритвы с моим клеймом. Отдавая дань уважения мастерам и предприятиям прошлого, я хочу поделиться своими соображениями о бритвах вообще. И начну со стали.И все-таки: чем же хорошая бритва отличается от плохой? Понятное дело, что сравнение можно проводить только для похожих бритв, — таких, которые в целом совпадают по параметрам форм-фактора. На самом деле, все не так просто. Решусь утверждать, что каждая модель того или иного производителя чем-то особенна, в чем-то уникальна.

Оставлю пока в стороне вопросы качества и культуры производства, а также эстетические параметры. И тогда остается только три важнейших признака: сталь, термообработка и форма. Именно эти свойства определяют комфортность бритья, долговечность заточки, удобство правки...Всем известно, что для бритвы лучшая сталь — "углеродка". Но это примерно то же самое, если на вопрос "А какие твои любимые конфеты?" ответить: "Шоколадные!" :) Отечественному мастеру бритвенных и ножевых дел хорошо знакомы в первую очередь самые массовые высокоуглеродистые стали У8, У10, У12. Они считаются инструментальными, и по праву. В принципе, эти марки соответствуют необходимым и достаточным критериям бритвенного производства. Есть, однако, нюансы в термообработке, и тут уж кто во что горазд (я имею в виду ручное производство). Есть еще легированные хромом ШХ4, ШХ15, ШХ15СГ... Но, кажется, это гораздо менее распространенный вариант в современном "хэндкрафте".А если заглянуть чуть глубже в историю? Первое, что приходит на ум — шеффилдская сталь. Это технологическое достижение Бенджамина Гентсмана, относящееся к середине XVIII века, было не первым и не последним в ряду замечательных металлургических разработок прошлого. Но именно "шеффилдская" сталь, получаемая изначально способом тигельной плавки, стала синонимом безоговорочного качества и обросла большим количеством мифов и кривотолков. Ведь не все же химики и металлурги :). Ясно одно: сталь, выплавляемая сначала понемножку, а потом и в больших количествах в Шеффилде, оказалась очень хорошей. Настолько, насколько она могла быть хорошей в эпоху, когда не только не было и десятой доли современной контрольно-измерительной аппаратуры, но когда засыпку флюса производили, что называется, "на глазок".

Бритва фирмы Wade & Butcher. И фреймбеки, и клины, и холлоу — все очень хороши в работе. Мягкое бритье, быстро точатся и правятся. Через мои руки прошло сотни три разных моделей этого бренда. Ни один(!) не был отправлен в мусорное ведро. Все восстанавливались, точились и прекрасно брили.

Примерно то же относится и к традиционным "винтажным" сталям, которыми баловали рынок шведские металлурги прошлых лет.

Бритва Eric Anton Berg. Эрик прошел долгий и тернистый путь от тесной кухни, где они вдвоем с женой делали бритвы, до знаменитой фабрики. Бритвы хороши как в работе, так и в заточке и правке. По твердости — средние. Правятся хорошо, заточку держат хорошо, бреют приятно и комфортно.

А вот с японскими сталями все обстоит еще интересней: много романтики, повествующей о медленных процессах в специальных ямах, образ кузнеца на ветру. И еще легчайший шелковый платочек, небрежным жестом разрубаемый в полете очень красивым мечом. На практике, однако, все обстоит куда прозаичнее: превосходные японские мастера делали (и продолжают делать) превосходные камиссори и бритвы европейского образца из английской, шведской, немецкой стали. Ну, по крайней мере, это массовая тенденция "золотого века" Бритвы, который продлился до последней четверти XX столетия...

"Японка" Шен Бург. Фреймбек. Шведская сталь. Очень долго точится, зато очень долго держит заточку. Бреет чисто сразу против роста.

Но всякая сталь остается лишь более или менее удачным сырьем без термической обработки. Периодически как русско-язычные, так и все прочие специализированные форумы оглашаются радостным криком того или иного мастера: "Я научился термичить эту сталь!" Человеку, далекому от наших производственных проблем, довольно трудно понять, что стоит за этим признанием. Буду краток: за ним кроется отсутствие трещин и локальных перепадов твердости, отличная режущая кромка без сюрпризов, легкость правки и долговечность заточки. Мастера Клуба Свободных Мастеров «Art•RAZOR» термичить научились :).

Сейчас мы используем, наряду с отечественными "У-шками", превосходную и современную шведскую сталь Uddeholm Arne. Это среднеуглеродистая сталь (содержание углерода до 0.8%). Она довольно устойчива к коррозии (насколько это вообще возможно для "углеродок") и, благодаря исключительной чистоте и контролю за производством, дает отличную и стойкую режущую кромку. Точится умеренно легко, что тоже немаловажно, особенно для энтузиастов-любителей.

Наша бритва, от "Art•RAZOR". Модель "Hunter". Лезвие 6/8, холлоу 1/4. Сталь Uddeholm Arne. Полностью наша, авторская разработка, при всей кажущейся простоте. По рабочим свойствам как минимум не уступает своим винтажным сестрам :) Об эстетике же судите сами. Я специально поместил здесь не самую "навороченную" модель.

Конечно, в небольшом свободном обзоре (это же не научная статья :) ) невозможно объять необъятное. "За бортом" рассказа остались многие легендарные стали — и загадочная "silver steel", и нашумевшая в свое время "магнитная", и всякая разная экзотика вроде нержавеющей Elmax Uddeholm... По правде говоря, огромное поле для теоретических исследований и сугубо практических экспериментов. Но я хочу сказать пару слов о форме — именно о форме, а не об эстетике, хотя она также важна.

Фреймбек 1883 г. от Eric Anton Berg. Еще один маленький шедевр бритвостроения. Обращаю ваше внимание на выборку эрля - это по-настоящему удобно.

Как и большинство бритвоманов, лично я предпочитаю умеренные холлоу — 1/2, 1/4. Но есть довольно распространенное и компетентное мнение, что много холлоу не бывает. И, конечно, крайней точкой этого процесса в погоне за холлоу является фреймбек. Мне очень нравятся фреймбеки. Брится ими комфортно, весьма комфортно. Мы, то есть «Art•RAZOR», не делаем такие бритвы, добиваясь превосходных бреющих свойств от более доступных в ручном производстве форм. Пока не делаем :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий