пятница, 17 июня 2016 г.

О СКРОМНОМ ФУТЛЯРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...










В производстве мастеровых бритв  ручка (или "рукоять", или "футляр", но далее "ручка") приобретает большое значение, прежде всего, в смысле технического дизайна. Ее форму диктует форма клинка. Понятно, что если бритва имеет "традиционную", "классическую" форму (знать бы еще, что такое "классика" на самом деле :) ), то и ручка принимает соответственный характерный вид. Конечно, моих заказчиков интересует эстетический фактор. Но, прежде чем коснуться этой темы, я хочу рассказать о материалах, из которых в наши дни изготавливают данную деталь.

Все доступные для ручного производства материалы я условно делю на четыре  группы:

• традиционные естественные материалы (дерево, кость, рог);
• пластики (к ним отношу и акрил, и архаичный целлулоид, и эбонит, и современные "микарты" — наследники текстолита, и те пластмассы, которые поддаются холодной формовке с последующим затвердеванием, и т.д. и т.п.);
• металлы (они не так часто используются в бритвенном деле, но бывает);
• прочие материалы, т. е. разная экзотика вроде поделочных камней.

Естественные материалы были практически единственным сырьем для мастеров и даже массового производства прошлого. Они хороши уже хотя бы тем, что экологичны. Но есть нюансы, которые не позволяют оперировать этими материалами совсем уж свободно. Дерево гниет, кость высыхает и трескается, рог расслаивается и деформируется, иногда "винтом". Любому реставратору винтажных бритв эти проблемы хорошо знакомы. Часто приходится принимать трудное решение, и заменять ручку, пришедшую в совершенную негодность, новой, сделанной уже из чего-то современного. Очарования винтажу это, естественно, не добавляет. Можно, конечно, найти аутентичную замену, но "нельзя дважды войти в одну реку". Надо сказать, что за тысячелетия мастера научились бороться с большим или меньшим успехом с этими бедами. Дерево пропитывают различными маслами или лакируют (последнее не очень приветствуется теми мастерами, которые, что называется, шатают нетленку). Из обломков и опилок кости и рога давно научились делать порошок, который, будучи смешан с каким-нибудь натуральным или синтетическим клеем, образует монолитную массу. Такой материал, вообще-то, обрабатывать гораздо приятнее, поскольку он однороден (в отличие волокнистых и слоистых полных "натуралов"). А еще его можно прокрасить в массе...

Наша бритва — модель Jaguar. Для ручки использован довольно дорогой и "парадный" материал. Это snakewood — плотная древесина с довольно мелким волокном, износо- и влагостойкая, не требующая пропитки, поскольку изначально содержит большое количество естественных масел

Пластики, безусловно, произвели настоящую революцию в сфере, которую Ильф и Петров назвали "миром маленьких вещей". И в бритвенном, и в ножевом производстве пластмассы, особенно такие композитные, как микарты, заняли достойное место. Вот только, как говорит пословица, бритва остра, да мечу не сестра :). Нужно небольшое отступление. Ножевых дел мастера, за исключением редких случаев, делают не ручки, а накладки, которые тем или иным способом жестко крепятся на металлические пластины, образующие ручку (есть такие решения и в производстве клинковых бритв, но, по-моему, это не очень хороший вариант). Эта специфика определяет гораздо меньшие требования ножевиков к механическим свойствам пластмасс. Впрочем, ножевики компенсируют это маниакальным вниманием к эстетике, ведь в идеале ножичек должен иметь такую ручку, где обе накладки имею абсолютно одинаковую форму и рисунок. В случае мелкослоистой микарты этого эффекта не так-то легко добиться...

Вернусь к бритвенным ручкам. Прочность, легкость, влагостойкость (!), способность годы и десятилетия не деформироваться, удобство механической обработки — вот основные свойства материала с точки зрения мастера бритвенных дел. По поводу легкости: представьте себе, что при классическом хвате в воздухе болтается нечто тяжелое, что пытается вывернуть клинок бритвы не туда, куда надо вам. А клинок уже на щеке... Именно поэтому я не считаю правильным делать ручку по вышеописанному ножевому принципу. Легкие пластики (тот же целлулоид) используются для бритв довольно давно, с конца XIX века. К сожалению, этот материал (возможно, одна из самых "натуральных" пластмасс — на основе нитроцеллюлозы и камфоры) оказался очень горюч. И потому его вытеснили из промышленности другие пластики. Поскольку мы обычно не поджигаем бритвы, то нам по прежнему мил этот скромный, но практичный материал. К тому же, он очень красиво имитирует тонированный перламутр. Однако найти его становится все сложнее. А вот так называемый акрил стал де факто лидером в производстве многих видов товаров. Бритвы от "Art•RAZOR" часто одеты в акрил или прозрачное акриловое стекло (раньше оно называлось попросту "оргстекло" или "плексиглас", но это не круто :) ).

Куски листового акрила россыпью. Здесь семь ярких цветов, и это лишь малая толика того, что доступно на рынке в настоящее время. Найдется цвет на любой вкус :)

Этот материал радует мастеров внушительным разнообразием цветов и оттенков. Обрабатывается легко. Нормально аккуратно режется лазером и хорошо, без оплавленных краев, держит гравировку (проверено многократно, в том числе на бритвах собственного производства). Кроме того, прозрачный и полупрозрачный акрил используется в роскошных композитных материалах, например в так называемой стабилизированной древесине (как на ручке нашей дизайнерской бритвы Odessa модели Dolphin).

Современный композитный материал — стабилизированная древесина. На ручке нашей бритвы Odessa модели Dolphin смотрится очень уместно, вызывая ассоциации с морским дном

Далее следует семейство разнообразных текстолитов, которые получили всякие коммерческие названия, среди которых "микарта", а также древесно-слоистые пластики (фактически, фанеры с проклеиванием шпона синтетическими смолами); при умелой обработке они дают очень неплохой результат. Ручки получаются аккуратными, практичными, устойчивыми к деформациями и прочными (их не страшно уронить на твердую поверхность, хотя клинку это строго противопоказано). Есть и недостаток — мелкий, нестрашный, но досадный для дела придания эстетического лоска. Этот материал очень плохо поддается лазерной гравировке — получается неаккуратно. Поэтому «Art•RAZOR» не практикует этот универсальный вид нанесения для микарт.

Одна из первых позиций модельного ряда от "Art•RAZOR" — Maestro (бритва "От винта!"). Ручка традиционной формы выполнена из текстолита G10 оливкового цвета. Текстура хороша сама по себе, дополнительный декор, по-моему, не требуется.

Скажу пару слов о металлических ручках. Исходя из своего опыта, смею утверждать, что этот материал используется в производстве бритв, которые предполагают суровые походные условия. Кроме того, обработка металла на предмет изгиба — это, скорее удел поточного производства. Хотя, конечно, никто не возбраняет поставить акккуратную ручку из какой-нибудь симпатичной дюральки на мастеровую бритву. Если это эстетически оправдано...




Бритва Medicon, изготовленная по госзаказу Бундесвера. Ручка из металлического сплава. Удачная, практичная модель, которая не подведет в походных условиях,когда возможности тщательного ухода за бритвой и правильного хранения ограничены

Наконец, материалы-экзоты. Крайне капризная в обработке штука. Правда, эстетические бонусы могут оправдать как материальные, так и производственные затраты. Думаю, наиболее подходящим "камнем" для ручки является янтарь. Но найти брус или пластины нужного размера и по приемлемой цене будет нелегко. В принципе, того же результата можно достичь и с пластиком, имитирующим янтарь. Но для людей, всерьез озабоченных натуральностью, игра может стоить свеч... Мне кажется, что главное в камне для ручки — это влагостойкость, относительная устойчивость к щелочной среде (иногда мыло все же попадает на ручку) и легкость. Ясно, что под все три указанных требования подойдет далеко не всякий минерал.

Наверно, на этом мои сугубо производственные размышления можно было бы прекратить. Но остается еще форм-фактор ручки. На самом деле, форма ручки не так уж и важна для процесса бритья, если, конечно, она разумна и соразмерна. Есть мнение (и я его разделяю), что ручка не должна быть шире самого клинка. Резонно, понятно на интуитивном уровне не только заядлому бритвоману... Но вот когда дело доходит до правки и заточки бритвы — тут все меняется. И можно сказать, что вот такая ручка практичнее и удобнее, а эдакая достовляет кучу хлопот и лишних телодвижений. Мы стараемся при проектировании моделей не уходить в оголтелую эстетику в ущерб практическим нуждам обслуживания бритвы. Но, честное слово, как же надоели унылые изогнутые овалы "правильных" цветов! Как-то автомобильный король Генри Форд, противостоя радостным тенденциям нарождающегося массового рынка с настойчивостью, достойной лучшего применения, сказал: "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный". Не спорю, есть бритвы, которым черный футляр (или цвета слоновой кости) идет как нельзя лучше. Но зачем отказываться от оптимистического цветового разнообразия? Будь у мастеров и производственников прошлого такие материалы и такие красители, которыми располагаем мы — и черные ручки бритв встречались бы также часто, как человек, одетый в черное с ног до головы :). Не пытаясь кого-то разубеждать и вступать в битву с викторианскими и пуританскими вкусами суровых поборников пресловутой "классики", я все же надеюсь, что бритвы с моим клеймом будут вдохновлять и тех любителей качественного бритья, для которых мир переливается всеми цветами и оттенками :) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий