воскресенье, 24 июля 2016 г.

БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, И ДУМАТЬ О КРАСЕ...










Есть темы, при обсуждении которых участники рискуют или наговорить лишнего, или остаться непонятыми друг другом. И я некоторое время думал: писать или не писать об эстетике бритв? Но, все же решил изложить свою точку зрения. Я не художник, не искусствовед. Мое мнение формировалось в процессе работы над реставрацией бритв многих брендов и очень разного времени создания, а также при проектировании бритв собственного производства. Разумеется, мои эстетические представления развились не в вакууме, на них оказали влияние коллеги-реставраторы, мастера и дизайнеры, с которыми я работаю в связке, а также, несомненно, мои заказчики. Именно заказчики, просто излагая собственные пожелания, фактически озвучивают весь набор запросов нашего времени.

Почти любая настоящая бритва красива. По крайней мере, среди тысяч бритв, прошедших через мои руки, я не могу вспомнить и десятка "уродцев". Это естественно, поскольку форма бритвы и даже сама идея бритвы — результат долгой эволюции, история совершенствования. И при этом всегда сохранялся функционал, всегда. Ну, кому нужна даже самая красивая бритва, которая не бреет?

Однако в современном мире, где бритье клинковой бритвой все еще является экзотикой или, по крайней мере, многими воспринимается как экзотическая причуда, как-то сама собой утвердилась несколько странная установка: мол, только антикварные формы красивы (и чем "антикварнее", тем лучше), а все остальное — не стоит внимания. Я понимаю, откуда идут эти представления. Если совсем вкратце, то подобные вкусы просто-напросто отрицают современность клинковой бритвы, ее актуальность и непреходящие функциональные и гигиенические достоинства; они культивируют некий элитарно-снобистский подход к предмету, налет аристократизма. Что-то вроде "приборчик не для всех, а для тех, кто чтит традиции, преданья старины глубокой". Все это можно понять, но лично я не могу с этим согласиться. Поскольку знаю из собственного опыта: клинковая бритва — это, прежде всего, предмет для личной гигиены, который при умелом обращении с ним и правильном уходе — вне конкуренции. Да, хорошая или даже просто годная бритва не может продаваться за копеечную цену. Но зато впоследствие затраты окупаются и в денежном, и в экологическом аспекте. Но об этом — в другой раз...

 Вот бритва из глубокого прошлого.

WHEATLEY BROTHERS, старая английская классика, конец XIX в.

Именно такой (или примерно такой) образ вставал перед мысленным взором джентльменов викторианской эпохи, когда они слышали "a razor". Справедливости ради скажу, что и сегодня образ клинковой бритвы в массовом сознании почти такой же. Но есть нюансы, а ведь именно они часто задают тон и стиль. Что же можно сказать о представленном образце? "Классическая" ручка из черного рога — это та одежка, по которой встречают. Крупное и довольно "кудрявое" клеймо на эрле в сочетании с раскидистым травленым изображением на полоте заставляют замирать сердца любителей антиквариата. А знатоки сразу отметят горбатую линию перехода обуха в эрль, скажут: "Это довольно удобно". И будут, в общем-то, правы. Есть, правда, и некоторые огрехи: довольно небрежно проточенная линия пятки, а также грани оформления основания эрля, слишком длинный участок насечки на нижней грани эрля, продолжающийся почти до середины хвоста... Даже если учесть, что эта почтенная бритва далеко не всегда оказывалась в "золотых" руках, и многократный процесс заточки наложил свой отпечаток, все же выскажу мнение: все визуальные недостатки данной бритвы — из-за серийности, а все достоинства — от таланта проектировщика. Разумеется, я мог бы взять для примера любую другую серийную бритву. Но взял именно эту, потому что подобные бритвы (бывают и намного красивее) являются фетишем и предметом некритичного поклонения со стороны многих бритвоманов. Иногда разгулявшаяся фантазия поклонников даже наделяет такую бритву прямо мистическими свойствами...

Современный мастер может позволить себе роскошь сделать бритву очень аккуратно. А значит, эта роскошь доступна и тому, кто эту бритву приобретает. Я имею в виду, что, захоти я воспроизвести такой WHEATLEY BROTHERS, он сохранил бы всю красоту своих форм, и при этом выглядел бы намного аккуратнее.

В наши дни любой, кто делает бритвы, всегда стоит перед сложным выбором: копировать "историю", фактически тиражируя старину со всеми ее достоинствами и недостатками, или же сделать что-то свое, авторское. Здесь каждый сам выбирает себе меру подражательности. Например, известный бритвоманам всего мира Mastro Livi частенько дает волю своей фантазии, производя бритвы весьма причудливой (и, по большому счету, дискуссионной) формы.

Бритва Mastro Livi с длинным волнистым хвостом.


Правда, у него есть и более традиционные решения.

У нашего Клуба Свободных Мастеров «Art•RAZOR» некоторое время назад состоялся весьма удачный опыт творческого переосмысления наследия прошлых времен. На картинке вверхе вы видите антикварный "гусарский" набор, а внизу — современную разработку под заказ, пару бритв, посвященных наполеоновским маршалам Мюрату и Груши. Параллели очевидны, хотя на изготовление нашей "парочки" нас вдохновил не только этот винтажный набор, но также целое поколение бритв наполеоновской эпохи (временной диапазон указан весьма приблизительно, он условен). И мы приняли решение сделать некий собирательный образ бритвы Империи, обобщить основные черты форм-фактора и, кроме того, снабдить изделия тематическим декором. Надеюсь, он имеет и определенную познавательную ценность.

Сравнение гусарского набора и пары "Мюрат и Груши".

Но такие решения — скорее исключения в моей практике. Гораздо чаще мы с коллегами изготавливаем авторские модели, которые, соответствуя всем технологическим критериям функциональной бритвы, имеют в своих чертах нечто самобытное. В качестве примера приведу бритву модели "Raven" ("Ворон"), которая является европейской фантазией на тему японской бритвы, без конкретных параллелей и копирования образцов камисори. Просто реминисценция, не более. Главное — что она вполне эргономична и при этом имеет привлекательный вид, судя по многочисленным отзывам современных энтузиастов.

Бритва RAVEN • SAKURA.

Есть еще один принцип, который представляется мне наиболее продуктивным и реалистичным с точки зрения современного рынка мастеровых бритв. Мы пытаемся разнообразить форм-фактор наших моделей, практически не отклоняясь от определенного "модуля". Это размерные соотношения общих габаритов изделия (в первую очередь, длины) и отдельных частей — длины режущей кромки, длины и ширины эрля, длины хвоста. В этом пункте я стою на эстетических позициях, диаметрально противоположных вкусам Mastro Livi. Модели Raja, Empire, Saga — наши типичные представители такого модульного подхода. На их фоне несколько фэнтезийных моделей смотрятся настоящими экзотами.

Модели Raja, Empire, Saga в сравнении форм-фактора клинка.

Таким образом, у нас есть модели на любой вкус. Но я никогда не соглашусь принести в жертву эстетике даже пару процентов функциональности. А также элементарного удобства бритья и правки. Многие бритвенные мастера, пуская свою фантазию в свободный полет, не всегда помнят или осознают, что большинство пользователей бритв — далеко не виртуозы слесарного или заточного дела. И тогда какой-нибудь выступ на ручке или хитрый изгиб хвоста превращает несложную рутинную процедуру правки бритвы на ремне в настоящую пытку. Что уж говорить о заточке инструмента, операции, которая напрямую зависит от геометрии всех частей клинка... Могу со всей ответственностью утверждать: с бритвами, несущими мое клеймо, таких неприятностей нет и не будет :).

В этом очерке мне хотелось показать, что так называемая "каноническая" форма бритвы — это условность, обобщение, неразрывно связанное с общими эстетическими и культурными тенденциями конкретной эпохи. Подобные утверждения всегда апеллируют к так называемой вкусовщине, а значит строго не доказуемы. Мне бы очень хотелось, чтобы у нашей производственной группы и дальше получалось придерживаться вот такой эстетической линии: идти в ногу со временем, переосмысливая традицию творчески, и никогда не забывать о требованиях комфорта и технологии.▪

3 комментария:

  1. а где можно посмотреть ассортимент, цены арт разор?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте. Извините за запоздалый ответ, вовремя не заметил комментарий. Ассортимент и цены можно узнать в моей группе: https://www.facebook.com/groups/461004854109420/

    ОтветитьУдалить
  3. И здесь: http://artrazorstore.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить